1. 📰 Новости и статьи
  2. Акции «КАМАЗа» выросли после запрета импорта китайских грузовиков: прогнозы и перспективы

Акции «КАМАЗа» выросли после запрета импорта китайских грузовиков: прогнозы и перспективы

Руслан Абрамов

117

Анализируем, как запрет на китайские грузовики повлияет на будущее КАМАЗа.

Содержание

📈 Рост котировок

Акции ПАО «КАМАЗ» в среду, 30 июля, продемонстрировали стремительный рост – с 89 до 102 рублей. Аналитики его связали с новостью о запрете импорта некоторых моделей китайских грузовиков, которую анонсировал накануне «Росстандарт». Речь идёт о грузовых автомобилях марок «FAW», «SITRAK» «DONGFENG» и «FOTON» а также их шасси. Официальная причина: «…В автомобилях выявлены нарушения, несущие угрозу жизни и здоровью граждан…». О каких именно «нарушениях» идёт речь – не уточняется. Многие понимают, что данное решение – это так называемые «скрытые меры регулирования внешней торговли»: технические барьеры, направленные на защиту отечественных автопроизводителей и внутреннего рынка. Уточним, что в 1 полугодии 2025 года на внутреннем российском рынке было продано порядка 8 тысяч китайских грузовиков «FAW», «SITRAK» «DONGFENG» и «FOTON» – это 27,6 % всего российского рынка. «КАМАЗ» при этом начал существенно проигрывать в конкурентной борьбе и терять рынок.  Между тем отметим, что уже днем 31 июля цена бумаг «КАМАЗа» откатилась до 87 рублей. 

📃 Справка

ПАО «КАМАЗ» (Камский автомобильный завод) – российский производитель одноимённых дизельных грузовиков и дизельных двигателей, входящий в топ-20 ведущих мировых автопроизводителей тяжёлых грузовиков. Группа ПАО «КАМАЗ» объединяет более 80 компаний на территории РФ и стран СНГ. На предприятии также производятся в небольшом объёме автобусы, электробусы, тракторы и комбайны. Основное производство базируется в г. Набережные Челны (Татарстан). Производственные мощности составляют 70 тыс. автомобилей в год. На фоне ухода из России европейских брендов грузовиков в 2022 году финансовые показатели и капитализация автогиганта начали стремительно расти. 

📊 От роста к спаду

📈 Успехи 

В период с 2022 по 2023 гг., акции Камского автозавода выросли буквально в разы – с 85 до 250 рублей. Российский автопроизводитель получил большое преимущество, заняв свободную нишу на рынке. Немаловажную роль в росте котировок «КАМАЗа» сыграла и государственная финансовая поддержка. Так, например, в 2022 году предприятие получило субсидию от Министерства промышленности и торговли РФ в объёме 0,6 млрд. рублей. А в 2023 году всё от того же российского Минпромторга «КАМАЗ» получил уже 2 млрд рублей. 

📉 Падения

Вместе с тем уже к концу 2023 года показатели предприятия начали резко ухудшаться. Стоимость бумаг резко развернулась «вниз» и падала практически весь 2024 год. Хотя важно отметить, что в 2024 году было выпущено машин на 3% больше, чем в 2023 году – 54,6 тыс. По итогам 2024 года предприятие получило убыток в 3,3 млрд рублей. В 1 полугодии 2025 г. негативная динамика сохранилась. Чистый убыток ПАО «КамАЗа» в 1 кв. 2025 года составил 12,5 млрд. рублей. А выручка – 57,9 млрд. рублей, сократившись на 29% г/г. В числе основных причин столь плачевных финансовых результатов предприятия эксперты называют высокие % ставки по кредитам, обусловленные жесткостью ДКП. Причём «дорогой кредит» с одной стороны, сокращает спрос на автомобили (так как 60% машин приобретаются в кредит или лизинг) а с другой стороны ограничивает использование заемных средств самим «КАМАЗом» и повышает его долговую нагрузку. 

🚛 «Проигрыш» конкурентам

Также в числе основных факторов негативной динамики указывается «проигрыш» конкурентам и вытеснения с рынка. «КАМАЗ» значительно «проигрывает» своим китайским аналогам, в частности, моделям «FAW» и «SHACMAN». Импорт «FAW», как раз то и запретил «Росстандарт». Отечественный грузовик не выдерживает конкуренции в первую очередь в стоимости: модельный ряд «КАМАЗа», в частности, новая перспективная модель 54901 (тягач К5) на 20-25% дороже своих китайских аналогов. Кроме того, так называемая «стоимость обслуживания» камского грузовика, также дороже стоимости обслуживания своих «китайских собратьев» на целых 300% – запчасти на «китайцев» стоят «копейки». Если говорить о качестве, то тут сохраняется примерный паритет. Кроме того, «КАМАЗ» даже несколько «выигрывает» с учётом того, что китайские модели оснащены ненадёжной электроникой и некачественным пластиком.

БАНК

🎁 БОНУС 🎁

АКТИВАЦИЯ

альфабанк

Кэшбек до 100% каждый месяц

✅ ЗАБРАТЬ

сбер

Выиграйте 100 000 бонусов Спасибо

✅ ЗАБРАТЬ

халва

Карта с умным кэшбеком

✅ ЗАБРАТЬ

втб

Кэшбек рублями за покупки

✅ ЗАБРАТЬ

📊 Прогнозы

📉 Пессимистичный взгляд

Акции отечественного автогиганта в июле 2025 года упали почти на 8%. За прошедший же год стоимость бумаг просела на 37,44%. В июле «КАМАЗ» сообщил о переходе с 1 августа 2025 года на 4-х дневный график рабочей недели в целях цитата: «…минимизации убытков из-за низкой загрузки производственных мощностей...». Также, как сообщили менеджеры предприятия, спрос на отечественные грузовики в 1 п. в 2025 год упал почти на 1/3. Это связано, прежде всего, с сокращением рынка почти в 2 раза и наводнением его машинами конкурентов. Кроме того, сложившиеся на рынке ситуация, по прогнозам экспертов, может сохранится надолго, если российское Правительство не предпримет определённые шаги в сфере монетарной (снижение ставки ЦБ до 10–15%) и внешнеторговой (ограничение импорта) экономической политики. Тем временем капитализация компании продолжает сокращаться, и долгосрочный тренд на снижение стоимости акций сохраняется. Продолжает расти его и долговая нагрузка. Вместе с тем погашать «свои долги» предприятие не в состоянии, так как из 3 выпущенных грузовиков удаётся продать лишь 2. На складе предприятия скопилось около 50 тыс. автомобилей. Ряд экспертов предсказывают дефолт «КАМАЗа в среднесрочной (до 3-5 лет) перспективе из-за его высокой долговой нагрузки и убыточности. Консенсус-прогноз большинства аналитиков по бумагам «КАМАЗа» – «Продавать». 

📈 Оптимистичный взгляд

Однако не все придерживаются такой рекомендации, ссылаясь на то, что предприятие является крупнейшим производителем грузовиков в России с огромным экспортным потенциалом. И очевидно, что российское Правительство будет предпринимать шаги для его «спасения» и выхода из кризиса. И решение «Росстандарта» о запрете импорта некоторых марок китайских грузовиков это подтверждает. Кроме того, ЦБ уже взял курс на плавное снижение % ставки. При этом важно помнить, что покупка и продажа акций всегда связаны с рисками, и перед принятием того или иного решения рекомендуется проконсультироваться с финансовым экспертом для получения индивидуальной инвестиционной рекомендацией.

Читайте также:

Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.

Пока без коментариев

Будьте первым, кто поделится своими мыслями об этой статье

Популярные материалы