1. 📰 Новости и статьи
  2. Жесткая ДКП и охлаждение экономики: кто из российских компаний страдает сильнее всего

Жесткая ДКП и охлаждение экономики: кто из российских компаний страдает сильнее всего

XVESTOR

30

Ключевая ставка в России на данный момент составляет 18%, а максимумом в 2025 году стала отметка в 21%, которая держалась практически половину года. Все это привело к сильному охлаждению экономики и уже месячной дефляции. Многие эмитенты сокращают рабочую неделю, а закредитованные компании по-прежнему испытывают проблемы. Кому сейчас на рынке приходится хуже всего и есть ли хоть какие-то шансы на восстановление в обозримом будущем?

Содержание

📉 МТС — квазиоблигации под угрозой

На протяжении всего предыдущего года шли дебаты — а сможет ли МТС выплатить дивиденды своим инвесторам, ведь ключевая ставка высока, долг увеличивается, а прибыль компании постепенно тает. Откуда же она тогда возьмет деньги для акционеров? Менеджмент подтвердил, что дивиденды все-таки будут, и это очень противоречивое решение.

Все дело в том, что чистая прибыль по итогам 2024 года у МТС снизилась с 54.6 млрд руб. до 49, растут процентные расходы по обязательствам. Также сам чистый долг составил 477.1 млрд руб., в соотношении с OIBDA он составляет практически 2х. Это все еще не критический показатель, но проблемы у МТС есть, отрицать их сложно. Дополнительной проблемой является то, что компания будет делиться дивидендами с инвесторами в долг, только увеличивая нагрузку. 

Понижение ключевой ставки должно стабилизировать ситуацию, но может быть и такое, что нагрузка дойдет до отметки в 3х за счет того, что прибыль и выручка, если и растут, то медленными темпами, в то время как МТС распределяет средства между инвесторами и наращивает чистый долг. Компания всегда считалась квазиоблигацией с высокой растущей доходностью и минимальным ростом реальной стоимости акций, но сейчас этот статус находится под угрозой.

❌ Планы АФК Системы по дивидендам отменяются

Теперь перейдем к материнской структуре МТС, “АФК Системе”, которая также испытывает большие проблемы с долгами. Компания вынуждена выводить все больше “дочек” на биржу, чтобы получать дополнительные средства, а также трясти деньги со своих текущих активов, одним из которых, как раз и является МТС. Отсюда и желание телекоммуникационной компании выплатить дивиденды инвесторам.

Выручка “АФК Системы” за 1 квартал 2025 года выросла только на 8.4%, до 295.7 млрд руб. Чистая прибыль в виде 1.5 млрд руб. сменилась убытком в 21.2 по итогам первых трех месяцев текущего года. Все это является следствием высокой долговой нагрузки. Кстати говоря, сумма обязательств компании достигла уже 1.4 трлн руб., практически всей годовой выручки. Часть нагрузки своих “дочек” “АФК Система” все же помогает гасить, выкупая допэмиссию, но все это выглядит сейчас крайне опасно, тем более что рефинансировать долг придется по таким же высоким ставкам.

Из-за высоких процентных расходов рассчитывать на дивидендные выплаты инвесторам не стоит. Ранее “АФК Система” планировала увеличивать доходность на 25-50% каждый новый год, так как стабилизировала свои финансы, но, к сожалению, период высокой ключевой ставки в РФ слишком серьезно ударил по состоянию компании.

БАНК

🎁 БОНУС 🎁

АКТИВАЦИЯ

Кэшбек до 100% каждый месяц

✅ ЗАБРАТЬ

Выиграйте 100 000 бонусов Спасибо

✅ ЗАБРАТЬ

Карта с умным кэшбеком

✅ ЗАБРАТЬ

Кэшбек рублями за покупки

✅ ЗАБРАТЬ

🏠 Проблемы у лидера застройщиков — Самолета

Пока что по объему строящейся недвижимости “Самолет” остается лидером в секторе девелоперов, но стоит учесть крайне высокую долговую нагрузку компании, которая, вероятно, сильно увеличится в 2025 году. Мы еще не видели отчетность за первые шесть месяцев, поэтому опираться придется на итоги предыдущего финансового года.

В 2024 “Самолет” увеличил выручку на 32%, до 339.1 млрд руб. EBITDA тоже успела вырасти на солидные 16%, составив 83.6 млрд руб. Чистая прибыль, в свою очередь, упала втрое — 8.2 млрд руб. Уже в первой половине 2025 года “Самолет”, вероятнее всего, перешел к убыткам. Соотношение долга и EBITDA при этом равно 1.88х, то есть, ситуация уже является неприятной.

Основная проблема высокой ключевой ставки для застройщиков заключается в том, что по компаниям наносится двойной удар. Помимо растущих процентных расходов в случае высокой долговой нагрузки, эмитенты еще и вынуждены сталкиваться со снижением спроса на недвижимость внутри страны. Все это, конечно же, становится серьезным вызовом для “Самолета” и стоимости акций. Если вдруг 2025 год получится слишком плохим, допэмиссия станет реальным вариантом для компании. О банкротстве речи, конечно же, не идет, потому что государство готово помочь строительному сектору в случае глобальных трудностей.

💲 ВТБ — худшая процентная маржа в секторе

С 2022 года ВТБ стабильно испытывает проблемы с тем, чтобы иметь достаточно капитала для обеспечивания кредитного портфеля в соответствии с нормами ЦБ. Когда эмитент не успевает накапливать сумму, он обращается к инвесторам для проведения допэмиссии, причем это происходит буквально на постоянной основе на протяжении последних 10 лет. Глобально тренд в акциях ВТБ нисходящий, хотя капитализация все равно остается приличной.

Чистая процентная маржа в начале 2025 года у банка была ниже 1%, несмотря на то, что все остальные банки имеют минимум 4-6%, “Т-Технологии” и вовсе достигли значения в 11%. Настолько хорошо эмитенты управляют своим капиталом и продуктами. Высокая ключевая ставка наносит дополнительный удар по ВТБ, не давая и шанса компании для восстановления. Чистые процентные расходы уже ниже комиссионных, хотя это основной приток денежных средств для банков.

Лишь снижение “ключа” в долгосроке поможет исправить ситуацию ВТБ, но сейчас жесткая ДКП приводит к тому, что банк только продолжает снижаться в стоимости.

Читайте также:

Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.

Пока без коментариев

Будьте первым, кто поделится своими мыслями об этой статье

Популярные материалы