1. 📰 Новости и статьи
  2. Как скажутся европейские санкции против российских банков на банковском секторе?

Как скажутся европейские санкции против российских банков на банковском секторе?

Руслан Абрамов

47

22 российских банка попали под новые санкции ЕС. Формальность или реальный удар по банковскому сектору? Разбираем последствия.

Содержание

18 июля Совет Европейского Союза официально одобрил очередной, 18 по счёту пакет экономических санкций, направленных против России. Как и предполагалось, основными секторами для санкционного давления стали: добыча и экспорт российских энергоресурсов, ВПК и российский банковский сектор. Если говорить об энергетическом секторе, то самым ощутимым «ударом» явился пересмотр механизма ограничения цен на российскую нефть для европейских стран. Теперь он установлен на уровне 47,6 долл. за баррель. Ранее это ограничение составляло 60 долл. Также введён полный запрет на импорт и продажу внутри Евросоюза любых нефтепродуктов, произведённых из российской нефти, а также полный отказ от эксплуатации «Северных потоков» – морских экспортных газопроводов, проходящих по дну Балтийского моря из РФ в Германию. Кроме того, под санкции попали 105 российских морских судов, транспортирующих нефть и газ. В сфере же ВПК введены санкции в отношении ряда иностранных компаний, которые, как полагают в ЕС, имеют связи с российским военно-промышленным комплексом и поставляют продукцию и компоненты военного и двойного назначения. В перечень попали более 20 китайских, турецких и белорусских компаний. В ЕС утверждают, что данные компании цитата: «…содействуют обходу экспортных ограничений, в частности, в отношении беспилотных летательных аппаратов…». Что касается банковского сектора, под очередные санкционные ограничения попали 22 российских банка и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) – инвестиционный фонд, созданный Правительством РФ в 2011 году с целью инвестирования в ключевые компании наиболее растущих секторов российской экономики.

📃 Банки, попавшие под санкции

  • «Быстробанк»;

  • «Генбанк»;

  • Банк «Дом.рф»;

  • «Т-Банк»; 

  • Банк «Санкт-Петербург»;

  • «Сургутнефтегазбанк»;

  • «Меткомбанк»;

  • «Татсоцбанкбанк»; 

  • Банк «Зенит»;

  • «Трансстройбанк»;

  • «Ozon Банк»;

  • «Локо-банк»;

  • «Севергазбанк»;

  • «Энерготрансбанк»;

  • «МСП-банк»;

  • «Ланта-банк»;

  • Банк «131»;

  • «Ростфинансбанк»; 

  • Банк «Центрокредит»;

  • Банк «Финам»;

  • «Экспобанк»;

  • «Яндекс Банк».

Кроме того, под так называемые вторичные санкции попали также два китайских банка: «Suifenhe Rural Commercial Bank» и «Heihe Rural Commercial Bank» которые, по мнению Совета ЕС: «…тесно сотрудничали с российскими банками в обход ранее введённых санкций...».

🧾 Суть санкционных ограничений

Напомним, что «антибанковские санкции» со стороны ЕС – далеко «не новшество». Всего с 2014 года Брюссель уже ввёл большое множество санкций против почти 150 российских банков, в том числе из вышеприведенного перечня, например, Банка «Санкт-Петербург» и Т-Банка. Правда, форма и содержание санкционных ограничений была несколько иной. 

В этот раз «финансовые меры» как их называют в Брюсселе, против российского банковского сектора, имеют следующее содержание:

  • Полное прекращение операций (транзакций): ограничение на оказание специализированных услуг по обмену финансовыми данными с некоторыми российскими банками трансформируется в запрет для компаний из Евросоюза на ведение любой деятельности, включая предоставление специализированных сервисов обмена сообщениями, подпадающих под действие данной меры с 22 банками, включенными в перечень;

  • Любым операторам из ЕС запрещается прямое или косвенное взаимодействие с каким-либо из указанных банков, в том числе предоставление специализированных услуг обмена сообщениями;

  • Действие запрета на транзакции распространяется на финансовых операторов из третьих стран, в частности, на поставщиков криптоактивов, содействующих обходу санкций или имеющих связь с российским сервисом обмена финансовой информацией. Операторам из ЕС запрещено проводить транзакции с любым из этих финансовых операторов;

  • Вводится новый запрет на транзакции, касающийся Российского фонда прямых инвестиций. Новые ограничения исключают взаимодействие с любыми юридическими лицами, организациями или структурами, в которых РФПИ владеет долями или инвестициями. Это не позволит России использовать РФПИ для доступа к международным финансовым рынкам, уклонения от санкций ЕС, получения иностранной валюты, поддержки военных действий или укрепления экономической стабильности. Данный пакет мер нацелен на 4 компании, получившие инвестиции от РФПИ, и облегчает экономическим субъектам выполнение требований;

  • Прекращение предоставления определённого банковского программного обеспечения: запрет на оказание услуг и поставку программного обеспечения правительству РФ и российским компаниям теперь охватывает основные виды банковского программного обеспечения.

БАНК

🎁 БОНУС 🎁

АКТИВАЦИЯ

альфабанк

Кэшбек до 100% каждый месяц

✅ ЗАБРАТЬ

сбер

Выиграйте 100 000 бонусов Спасибо

✅ ЗАБРАТЬ

халва

Карта с умным кэшбеком

✅ ЗАБРАТЬ

втб

Кэшбек рублями за покупки

✅ ЗАБРАТЬ

📊 Последствия для сектора

📈 Оптимистичный взгляд

Большинство экспертов и аналитиков предполагает, что 18 пакет санкций был нацелен прежде всего на российский энергетический сектор, а банки были включены в пакет, что называется, «до кучи». В связи с этим ведённые санкционные ограничения не окажут сколько нибудь значительного влияния на российский банковский сектор.

«… Ничего нового они не придумали! Российские банки практически уже десять лет живут под санкциями и вполне себе адаптировались к ним… Наш банк продолжает функционировать в обычном режиме, и введенные ограничения не окажут существенного воздействия на его работу…», – прокомментировал нам топ-менеджер одного из банков, попавших под санкции. 

При этом представители российских банков демонстрируют некоторую озабоченность относительно юридической обоснованности действий ЕС и принимают цитата: «…дополнительные меры, направленные на минимизацию воздействия введённых санкций на работу банков…».

Что касается «последствий для инвестора» и влияния на фондовый рынок, то большинство экспертов также сходятся во мнении, что «санкции не критичны». Игроки и участники российского фондового рынка не ждут значимых последствий для оценки попавших под санкции бумаг кредитных учреждений, например, Банка «Санкт-Петербург», «Ozon Банка», «Яндекс Банка» и др. На их взгляд, ограничения не вносят системных корректив в работу кредитных учреждений. А операции в странах ЕС с компаниями и физическими лицами составляют менее 20% от всех внешнеэкономических операций банков. Вместе с тем свои банковские цифровые сервисы, попавшие под санкции банки, уже давно развивают внутри РФ. 

📉 Пессимистичный взгляд

Однако не все эксперты настроены так «радужно» относительно европейских «антибанковских санкций» и считают, что ограничения «бьют» в первую очередь не по собственно самим банкам, а прежде всего по внешнеэкономическими связям российского бизнеса. Несомненно, что введённые ограничения вызовут существенные трудности и проблемы у компаний–клиентов банков, занятых экспортом.  Если, скажем, компании имели валютную выручку, они не смогут уже проводить расчёты в привычном режиме. Жизнь компаний-импортёров тоже усложняется. Банкам теперь придётся искать «альтернативные каналы» через третьи страны, что ведёт к значительному повышению издержек по операциям и дополнительным рискам. Также не стоит забывать о так называемых «имиджевых потерях». Банки, против которых введены ограничения, теперь становятся во многом «токсичными» для партнёров, инвесторов и контрагентов из стран СНГ, Азии и Латинской Америки. В этой связи ограничения, конечно же, «бьют» и по самим банкам, что так или иначе имеет последствия для инвесторов и будет влиять в долгосрочной перспективе на позиции кредитных учреждений (их бумаги) на фондовый рынок.

Читайте также:

Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.

Пока без коментариев

Будьте первым, кто поделится своими мыслями об этой статье

Популярные материалы