- 📰 Новости и статьи
- Почему акции «Совкомфлота» имеют потенциал роста?
Почему акции «Совкомфлота» имеют потенциал роста?
Санкции не смогли остановить Совкомфлот. Какие драйверы поддержат рост акций компании? Анализ и прогноз на 2025 год.
Содержание
Текущая стоимость акций «Совкомфлота» (MOEX: FLOT) снизилась на 36,6% за последние 12 месяцев. Основная причина — ужесточение санкций в отношении компании. Однако у SCF есть перспективные направления для роста, включая развитие стратегических проектов России, таких как «Арктик СПГ-2» и «Северный морской путь», где «Совкомфлот» выступает в качестве основного логистического оператора и судовладельца.
В основе всей деятельности СКФ лежит принцип «Безопасность превыше всего» (Safety Comes First)
В компании идет планомерное обновление и пополнение флота, в том числе благодаря заказам, размещенным на ССК «Звезда». СКФ динамично развивается и выигрывает от значительного ослабления рубля благодаря валютной выручке.
О компании
Группа компаний «Совкомфлот» (СКФ) — крупнейшая судоходная компания России и один из лидеров мирового рынка танкерных перевозок. СКФ специализируется на работе в сложных климатических и навигационных условиях. История компании началась в 1973 году. В 1988 году она была основана под названием «Советский морской флот», но позже название было сокращено до аббревиатуры «Совкомфлот — Современный Коммерческий Флот (СКФ)».
В том же 1988 году «Совкомфлот» стал первым в современной России акционерным обществом. В 2020 году госкомпания вышла на фондовый рынок и провела первичное публичное размещение акций на Московской бирже (MOEX: FLOT). Основным акционером «Совкомфлота» является государство — 82,8% через Росимущество.
СКФ представляет собой интегрированный судоходный холдинг, который одновременно является владельцем и оператором флота. В состав группы СКФ входит ПАО «Новошип» (Новороссийское морское пароходство). Штаб-квартира компании находится в Санкт-Петербурге.
Основные направления деятельности
Транспортировка нефти и нефтепродуктов — одно из ключевых направлений работы компании. «Совкомфлот» владеет танкерами для перевозки сырой нефти и продуктов ее переработки.
Транспортировка сжиженного природного газа (СПГ) — компания активно участвует в проектах по доставке СПГ, особенно в рамках крупных проектов в Арктике, таких как «Ямал СПГ».
Танкеры для транспортировки химических веществ — у «Совкомфлота» также есть специализированные суда для перевозки химикатов.
Поддержка морских буровых работ — компания предоставляет услуги судов обеспечения для офшорных нефтегазодобывающих платформ.
Флот «Совкомфлота» включает различные типы судов, среди которых:
Танкеры для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов, включая танкеры типов «Suezmax» (дедвейт 120—200 тыс. тонн) и «Aframax» (дедвейт 80-120 тыс. тонн).
Танкеры-продуктовозы (дедвейт 17-47 тыс. тонн) и танкеры-химовозы (дедвейт 5-20 тыс. тонн).
Суда для перевозки сжиженного природного газа (СПГ), включая танкеры класса Yamalmax.
Суда высокого ледового класса, способные работать в арктических условиях.
Суда-снабженцы и другие специализированные суда для поддержки морских буровых работ и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.
Кроме того, «Совкомфлот» оказывает услуги по техническому менеджменту собственных судов и судов сторонних организаций, а также предоставляет портовые услуги, включая управление нефтяными терминалами и оперирование буксирами.
Индустриальные сегменты обеспечивают стабильный и предсказуемый денежный поток благодаря долгосрочным контрактам. Доходы от танкерных сегментов зависят от рыночной конъюнктуры, которая последние 3 года была благоприятной из-за роста спроса на танкеры и увеличения маршрутов перевозок нефти и нефтепродуктов.
Для снижения рисков волатильности танкерного рынка компания увеличивает объем долгосрочного гарантированного денежного потока через заключение новых тайм-чартерных соглашений.
СКФ уделяет большое внимание модернизации флота, внедряя новые технологии и экологически чистые решения, такие как использование газомоторного топлива. «Совкомфлот» играет важную роль в российской и мировой транспортной отрасли, обеспечивая доставку энергоресурсов по всему миру.
БРОКЕР | 🎁 БОНУС 🎁 | АКТИВАЦИЯ |
---|---|---|
ТБАНК-ИНВЕСТИЦИИ | Акции до 20 000 ₽ в подарок | ✅ ЗАБРАТЬ |
БКС-ИНВЕСТИЦИИ | Бесплатное обслуживание | ✅ ЗАБРАТЬ |
СОВКОМБАНК | 1 000 000 рублей на инвестиции | ✅ ЗАБРАТЬ |
АЛЬФА-ИНВЕСТИЦИИ | Бонус 5000 ₽ при регистрации | ✅ ЗАБРАТЬ |
СБЕР-ИНВЕСТИЦИИ | Инвест-идеи от аналитиков | ✅ ЗАБРАТЬ |
Санкции
Ограничения в отношении «Совкомфлота» усиливаются уже на протяжении трех лет, начиная с 2022 года. Суда компании никак не связаны с «теневым флотом». Санкции против «Совкомфлота» не имеют под собой оснований и не связаны с нарушениями со стороны компании. Они мотивированы исключительно политическими интересами США, ЕС и Великобритании.
Последние январские санкции США против 161 нефтяного танкера, которые участвовали в перевозке российской нефти были самыми значительными. Это стало частью мер, направленных против России, которые были приняты уходящей администрацией Байдена и до сих пор не были отменены президентом Дональдом Трампом. Более того, есть вероятность, что он может пойти еще дальше в своих действиях, особенно в преддверии мирных переговоров по Украине, дабы иметь рычаги давления на Кремль.
Танкеры, недавно попавшие под санкции и находящиеся под черным списком, начинают простаивать. Возможно, что реальные расходы России на грузоперевозки вырастут.
В настоящее время 265 танкеров находятся в черном списке США, ЕС или Великобритании. Черный список США наносит наибольший ущерб торговле. Предыдущие американские меры в целом останавливали торговлю судов в черном списке.
В связи с ужесточением санкций Россия сталкивается с серьезными проблемами в сфере транспортировки нефти, сообщает Bloomberg. По данным Argus Media, с момента введения санкций стоимость поиска танкера для перевозки российской нефти Urals в Азию выросла почти на 50%. Разница в ценах на нефть между моментом ее отправки из России и прибытием в Азию также значительно увеличилась.
Санкционное давление конечно «раздражает и мешает, но не смертельно» для Российских компаний. Реакция рынка на введение последних санкций против «Теневого флота» практически не отразилась на котировках бумаг «Совкомфлота».
Мировые ставки на танкеры типа Aframax, перевозящие нефть и нефтепродукты, снижаются второй год, но остаются высокими – около 40 тыс. $/сутки. Цены в 3Q 2024 примерно соответствуют прошлогодним. Санкции привели к дефициту танкерного флота в РФ и увеличению транспортного плеча, что привело к росту ставок на фрахт из российских портов. В марте-мае 2022 года они достигали 300 тыс. $/сутки, что приносило сверхприбыль Совкомфлоту. Текущие ставки компании неизвестны.
Важно понимать, что Совкомфлот осуществляет транспортировку около 12% от общего объема российских нефти и газа. При этом основную часть экспорта нефти и газа из России осуществляют иностранные владельцы судов.
Перспектива акций MOEX: FLOT
С начала года, когда были достигнуты исторические максимумы, стоимость акций снизилась примерно на треть. И сейчас они продолжают снижаться. Кроме того, текущая цена ниже, чем при первичном размещении акций в октябре 2020 года.
Бумаги «Совкомфлота» на текущий момент в значительной мере недооценены рынком. Причиной этого заключается в том, что «Совкомфлот» является представителем транспортной отрасли России на международном рынке и ее танкеры часто становятся объектами санкций со стороны недружественных стран.
Однако санкции, введённые в конце 2024 года и в январе 2025, оказали незначительное влияние на стоимость акций, что свидетельствует о том, что инвесторы уже учли этот риск в цене бумаг. У компании в ближайшей перспективе есть два ключевых фактора роста — это законтрактованная выручка и вероятность ослабление рубля в 2025 году.
Объём законтрактованной выручки «Совкомфлота» до 2026 года составляет 3,5 млрд долларов, в том числе 1,1 млрд долларов на 2024 год и примерно 1,2 млрд долларов на 2025 год, что может оказать поддержку бумагам компании.
Кроме того, «Совкомфлот» является одним из бенефициаров ослабления рубля, поскольку выручка компании номинирована в долларах. Эксперты прогнозируют ослабление рубля в 2025 году, несмотря на его укрепление в последнее время, что окажет поддержку финансовым результатам «Совкомфлота».
Доходы в долларах сократились, вероятно, из-за санкций и стабилизации цен на перевозку из российских портов. В то же время расходы увеличились. В результате операционная прибыль уменьшилась почти на треть.
Из-за повышения налога на прибыль до 25% с 1 января 2025 года значительно выросли отложенные налоговые обязательства.
Среди положительных моментов можно отметить, что финансовые доходы превышают расходы. Однако в итоге чистая прибыль в долларах снизилась на 11%. А скорректированная чистая прибыль в рублях уменьшилась почти вдвое, в том числе из-за того, что курс рубля в среднем был на 9% крепче по сравнению с предыдущим годом.
Согласно последним отчётам по МСФО, соотношение чистого долга к показателю EBITDA составляет 0,2. Финансовое состояние компании оценивается как стабильное. В условиях роста процентных ставок компания смогла снизить долговую нагрузку.
Компания не разглашает точную сумму капитальных затрат. Однако инвестиционная программа на 2024 год оценивается в диапазоне от 500 до 600 миллионов долларов. В любом случае, свободный денежный поток остается положительным.
«Совкомфлот» из-за ужесточения санкций не раскрывает операционные результаты своей деятельности. Согласно предварительным расчетам экспертов и оценкам аналитиков, финансовые результаты «Совкомфлота» по итогам 2024 года будут несколько хуже, чем в 2023 году.
Ожидается, что размер дивидендов за 2024 год снизится до 12 рублей за акцию, что составляет снижение на 31,7% по сравнению с прошлым годом. Тем не менее, это соответствует привлекательной дивидендной доходности в 13,6%.
По мультипликаторам видно, что бумаги компании значительно недооценены.
Вывод
«Совкомфлот» — одна из крупнейших в мире компаний, занимающихся морской транспортировкой углеводородов. Несмотря на то, что санкции и снижение ставок на фрахт негативно повлияли на результаты компании в 2024 году, они оказались немного хуже, чем в предыдущем году. Однако финансовое положение компании остаётся стабильным, а свободный денежный поток — положительным.
Будущее развитие экономики тесно связано с развитием судоходства. На данный момент нет точных данных о количестве судов «Совкомфлота». Однако судостроительная программа компании до 2023 года предполагала строительство 32 судов, часть из которых уже введена в эксплуатацию. С большой вероятностью, что эта программа уже была скорректирована, поскольку она гибкая и зависит от реализации текущих масштабных энергетических проектов.
Также стоит отметить, что компания обладает необходимым флотом и экспертизой, что делает её одним из бенефициаров увеличения грузооборота по Северному морскому пути. В 2022 году грузооборот по СМП превысил 34 млн тонн, а к 2030 году ожидается увеличение до 150 млн тонн.
Ранее сообщалось, что около половины судов в традиционном сегменте перешли на долгосрочные контракты. Это пожалуй, наиболее значимое изменение для компании в ближайшей перспективе. Средний срок контрактов составляет 8 лет. Это должно помочь обеспечить хорошие финансовые результаты в ближайшие годы, несмотря на снижение ставок.
Ожидаемая дивидендная доходность по итогам 2024 года может составить около 12%.
В четвёртом квартале 2024 года результаты компании могут улучшиться благодаря падению курса рубля. Перспективы связаны с реализацией программы строительства судов.
Риски для компании включают в себя дальнейшее снижение ставок на фрахт, санкции и возможные изменения в налоговом законодательстве, а также аресты и захват судов со стороны недружественных стран.
По мультипликаторам компания стоит дешевле, чем в среднем за последние годы. Расчетная справедливая цена акции составляет примерно ₽120.
Потенциал акций «Совкомфлота» — рост в среднесрочной перспективе до ₽142,5 (+ 61,3%) к текущей цене ₽88,33.
Пока без коментариев
Будьте первым, кто поделится своими мыслями об этой статье
Популярные материалы
Акции
Прогноз акций СбербанкПрогноз акций ГазпромПрогноз акций ЛукойлПрогноз акций АэрофлотПрогноз акций РусснефтьПрогноз акций СамолетПрогноз акций ЮнипроПрогноз акций АртгенПрогноз акций ГенетикоПрогноз акций ЛенэнергоКриптовалюты
Прогноз курса БиткоинПрогноз курса ЭфириумПрогноз курса СоланаПрогноз курса ToncoinПрогноз курса Not CoinПрогноз курса DogecoinПрогноз курса BNBПрогноз курса XRPПрогноз курса TRUMPПрогноз курса PepeРейтинги акций
Самые дорогие акцииСамые дешёвые акцииСамые доходные акцииСамые надёжные акцииСамые ликвидные акцииПерспективные акцииНедооцененные акцииГолубые фишкиАкции с дивидендамиАкции по секторам и отраслям
Акции Российских IT компанийАкции банков и финансовых компанийАкции нефтяных и газовых компанийАкции металлургических компанийАкции энергетических компанийАкции сырьевой промышленностиАкции транспортных компанийАкции потребительского сектораБонусы и спецпредложения
Бонусы и акции банковБонусы за инвестицииВыгодные банковские вкладыБонусы за регистрациюПромокоды банковКредитные карты с бонусамиДебетовые карты с бонусамиМарафон кэшбэка от Яндекс-БанкаПолезные материалы
Лучшие криптокошельки 2025Лучшие криптовалютные биржи 2025Биржи без верификации (KYC) 2025Карты с бесконтактной оплатойКарты с процентом на остатокКарты для самозанятыхКарты с бесплатным обслуживаниемВыгодные карты для пенсионеровЛучшая карты для путешествийДетские банковские картыОтветы на тесты
Тест «Необеспеченные сделки»Тест «Котировальные списки акций»Тест «Российские облигации без рейтинга»Тест «Производные финансовые инструменты»Тест «Облигации со структурным доходом»Тест «Структурные облигации»Тест «Маржинальная торговля»Тест «Фьючерсы и Опционы»Тест для неквалифицированных инвесторов