1. 📰 Новости и статьи
  2. undefined

КАМАЗ отчитался за 2023 год

XVESTOR

1036

Содержание

2 апреля «КАМАЗ» раскрыл финансовые результаты по МСФО за 2023 год. Обновить рекорд по прибыли не удалось, а операционные расходы растут опережающими темпами. Акции отреагировали сдержанно, снизились на 0,3%.

 

Давайте подробнее разберем ключевые показатели из отчета и посмотрим, как изменился бизнес крупнейшего российского автопроизводителя.

 

 

КАМАЗ

Выручка — 370,3 млрд руб. (+27% г/г) 

Общая выручка увеличилась с 292,3 млрд руб. до 370,3 млрд руб. на фоне роста продаж грузовиков, автобусов и электробусов. Причем продажи грузовиков выросли на 12,7%, автобусов — 65%. Спрос на грузовую технику и пассажирский транспорт на российском рынке остается высоким, что обеспечивает прирост показателя.

 

В 2023 году реализовали 143,7 тыс. новых грузовых автомобилей, что на 70,8% выше показателей 2022 года. Компания перестраивает производство под российские нужды, а после ухода зарубежных автопроизводителей укрепила рыночные позиции. В результате доля «КАМАЗа» на рынке электробусов составила 96%, на сегмент автобусов большого класса приходится 33%.

 

Операционная прибыль — 25,2 млрд руб. (–17,9% г/г)

Операционная прибыль снизилась до 25,2 млрд руб. с 30,7 млрд руб. годом ранее. Падение обусловлено существенным ростом расходов: коммерческие расходы выросли почти на 57%, общие и административные расходы — на 45,6%. Также группа увеличила резерв под ожидаемые кредитные убытки до 5,8 млрд руб., что в 6,7 раз выше, чем в 2022 году. Совокупность факторов негативно отразилась на эффективности бизнеса.

 

Чистая прибыль — 16,9 млрд руб. (–15,1% г/г) 

Чистая прибыль «КАМАЗ» в 2023 году составила 16,9 млрд руб., что на 15% ниже показателя прошлого года. Темпы роста выручки и себестоимости оказались на одном уровне, что не отразилось на показателе. Компания отмечает, что получила прибыль за счет наращивания объемов продаж и оптимизации издержек, но фактически именно высокие операционные расходы привели к сокращению прибыльности. По итогам 2023 года рентабельность по чистой прибыли упала с 6,8% до 4,6%.

 

Совокупный долг — 349,2 млрд руб. (+44,7% г/г) 

Совокупные обязательства существенно увеличились — с 241,3 млрд руб. до 349,2 млрд руб. Компания нарастила объем краткосрочных кредитов вдвое, причем кредиторская задолженность составила 88,3 млрд руб., что на 62% выше, чем в 2022 году. В результате компания недополучает часть прибыли и вынуждена увеличивать свои резервы, что давит на рентабельность.

 

На конец 2023 года запас кэша на счетах увеличился более чем в 3 раза, до 61 млрд руб. В результате чистый долг снизился на 16% и составил 57,2 млрд руб. Компания поддерживает комфортный уровень долговой нагрузки — показатель чистый долг/EBITDA = 1,7х. Но обслуживание долга обходится очень дорого — на процентные расходы ушло 9,8 млрд руб., почти 58% годовой прибыли.

 

Капитальные затраты — 25,2 млрд руб. (+96,8% г/г)

После ухода иностранных автопроизводителей «КАМАЗ» столкнулся с проблемами, включая полную трансформацию бизнеса и трудности с импортозамещением комплектующих. В декабре прошлого года менеджмент утвердил программу капитальных затрат до 2030 года на 380 млрд руб.  

 

По сравнению с 2022 годом капитальные расходы выросли в 2 раза — с 12,5 до 24,6 млрд руб., что сопоставимо с операционной прибылью за год. Учитывая совокупный объем вложений, в 2024 году инвестиции могут снова удвоиться, что приведет к сильному снижению операционного денежного потока.

 

Итоговая оценка

Результаты «КАМАЗа» за 2023 год оказались неоднозначными. Операционные показатели растут — продажи грузовой техники на рекордном уровне все мощности уже максимально загружены за счет госзаказов. Но плохая оптимизация издержек привела к снижению рентабельности.

Главная проблема компании рекордная долговая нагрузка, сопоставимая с годовой выручкой. На фоне высоких ставок только на обслуживание долга уходит почти 10 млрд руб., а впереди масштабная инвестпрограмма — об эффективности бизнеса говорить не приходится.

Сейчас акции «КАМАЗа» не выглядят интересными с инвестиционной точки зрения и в ближайшие 2–3 года не принесут инвесторам требуемой доходности.


Отчет Делимобиль за 2023 год

Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.

Пока без коментариев

Будьте первым, кто поделится своими мыслями об этой статье

Популярные материалы

Прогнозы на криптовалюту

БиткоинMAGASuiAptosTON CoinMeme coinPepeGameStopFlokiNot coin